Категории
Разное Статьи Резьба по кости Японские резные миниатюры из кости

Японские резные миниатюры из кости

Основными направлениями в косторезном искусстве Страны Восходящего Солнца являются резьба нэцкэ и окимоно. Существует распространенное мнение, что нэцкэ – это уникальный японский вид миниатюрной скульптуры. На самом деле японцы позаимствовали нэцкэ в Китае, жители которого уже несколько столетий использовали эти изделия и называли их «чжуйцзы». Японцы усовершенствовали эти предметы, разработали  уникальные формы нэцкэ и сюжетные линии для их оформления.  Они преобразовали нэцкэ из функциональных деталей одежды в удивительные произведения искусства.  

Традиционная японская одежда не имела карманов, поэтому мешочки с личными вещами крепили к эфесу меча, затем появился крючок, который верхней частью цепляли за пояс, а к нижней его части привязывали вещи. Исследователи предполагают, что мода носить нэцкэ появилась в Японии в XV-XVI веках. Наибольшее развитие она получила в период правления сёгунов из рода Токугава, то есть с 1603 по 1868 годы.  Функциональное назначение нэцкэ, представляющих собой  резную пуговицу-зацепку, заключалось в креплении на поясе кимоно специальных емкостей для ношения небольших личных вещей. Японцы клали деньги, ключи, лекарства, амулеты, печати, принадлежности для чайной церемонии, курительные трубки и другие предметы в емкости, называемые сагэмоно, или в ящички инро, закрывающиеся с помощью бусины, которая скользила по шнуру. Этот шнур связывали так, чтобы получилось кольцо, которое нужно было пропустить через пояс. С одной стороны полученной петли висел инро, а на другом конце закрепляли нэцкэ, служившее противовесом ящичку. Изготавливали нэцкэ из самых разнообразных материалов – древесины, бамбука, натурального камня, фарфора, дороже всего ценились изделия из слоновой кости.   

Различают несколько разновидностей нэцкэ:

Катабори – самый известный вид этих изделий, миниатюрная резная скульптура или многофигурная скульптурная композиция размером 2-8 см. Наибольшее распространение катабори получили в конце XVIII – начале XIX века.

резьба по кости нэцкэ и окимоно

Анабори – это разновидность катабори, изделие, сюжет которого вырезан внутри полости, например, внутри двустворчатой раковины.

Саси – еще одна разновидность катабори, одна из старинных форм нэцкэ. Это небольшой удлиненной формы брусок размером примерно 15 см, который затыкали за пояс. На верхней части саси вырезали крючок, которым изделие закрепляли за поясом, а в нижней части вырезали отверстие, через него пропускали шнур для ношения различных предметов. На нэцкэ саси очень похоже китайское приспособление оби-хасами, у которого вместо отверстия на нижнем конце было небольшое утолщение.

Мандзю представляет собой толстый диск, на который нанесена рельефная резьба. Нередко этот диск состоит из двух половинок.

Рюса – разновидность мандзю, дисковидное полое внутри изделие. Верхняя половинка рюса покрыта сквозной резьбой. Этот вид нэцкэ назван в честь известного резчика Рюса, жившего в 1780-е годы в Эдо.

Кагамибута – плоская емкость, сделанная из слоновой кости или других материалов и закрытая богато украшенной металлической крышкой.

Маска – нэцкэ, выполненное в виде миниатюрной копии японской маски «но».

Итараку – нэцкэ, сплетенная из бамбука, тростника или проволоки в виде коробочки или тыквы.  

Исследователи японского искусства выделяют три периода в истории нэцкэ. Ранний период продлился с начала XVII до начала XIX века. В это время были позаимствованы из Китая многие сюжеты нэцкэ. Многие произведения, восходящие к этой эпохе, принадлежат неизвестным авторам, так как резчики не подписывали свои работы. Выдающимися мастерами последней части раннего периода были Masanao, Tomatada и Okatomo, проживавшие в Киото.  Появились школы резьбы нэцкэ с центрами в Киото, Эдо и Осаке.

Середина  XIX века относится к среднему периоду в истории нэцкэ, для которого характерен наивысший расцвет этого искусства. Резчики усовершенствовали свое мастерство и сосредоточились на японской сюжетной тематике. У многих резчиков появились влиятельные покровители.  К известным мастерам этого времени можно отнести Mitsuhiro, Masakazu, Kokusai и Kaigyokusai.  

Поздний период наступил в конце XIX века и продлился до начала XX века. Он связан с революцией Мэйдзи (1866—1869), которой закончилась эпоха правления рода Токугава. Были проведены реформы, в результате которых в Японии была восстановлена власть императора, и был принят курс на полное открытие страны Западу, принятие западных технологий, науки и некоторых культурных ценностей. Европейские и американские коллекционеры заинтересовались нэцкэ, и резчики стали изготавливать эти изделия на экспорт.

В конце 1860-х годов в моду вошла европейская одежда с карманами, традиционный японский костюм уже не был популярен, поэтому нэцкэ перестали пользоваться спросом.  Мастера-косторезы переориентировались на создание сувениров для иностранных туристов – брошей, шкатулок для драгоценностей, шахмат. Появились скульптуры и скульптурные композиции, которые получили название окимоно. Эти изделия были представлены на нескольких Всемирных выставках, что привело к быстрому росту их известности на Западе. Окимоно получили признание и у японцев, которые использовали их для украшения токонома – ниши, в которую ставили статуэтки святых или разнообразные предметы декора.

По размерам и сюжету окимоно могут быть очень похожи на нэцкэ, однако они не имеют отверстий для крепления шнура и предназначены для размещения на полке или другой горизонтальной поверхности. Резчики окимоно следовали вкусу западных ценителей искусства, поэтому статуэтки стали значительно больших размеров (от 20 до 50 см). Мастера подробно детализировали, тщательно обрабатывали и богато украшали свои изделия, инкрустируя их кораллами и перламутром, гравируя орнаменты и тонируя изделия раствором чая. Наиболее ценным материалом для создания окимоно была слоновая кость, их изготавливали также из древесины, бронзы и серебра.

резьба по кости нэцкэ и окимоно

резьба по кости нэцкэ и окимоно

Сюжеты нэцкэ и окимоно во многом определялись религией и мифологией Японии. Очень популярны были изделия, изображавшие семерых богов счастья. Японцы уверены, что божества должны обеспечивать людей различными благами, за каждое из которых ответственен определенный бог. В XVII веке по приказу сёгуна Токугава Иэясу монах Тэнкай установил семь видов счастья: долголетие, материальное благополучие, честность, мудрость, сила, известность и удовлетворенность жизнью. По легенде семь богов счастья приплыли в Японию на корабле сокровищ Такарабунэ. Команда этого волшебного корабля состояла из следующих мореплавателей:  

Дайкоку - бог богатства, счастья, веселья и добра, покровитель крестьян и домашнего очага - самое почитаемое в Японии божество. В миниатюрной скульптуре его изображают с мешком риса, колотушкой в руках и крысой. Японцы верят, что мешок символизирует изобилие и достаток, когда крыса прогрызает в нем дырочки, то к людям в руки сыплется волшебный рис. Дайкоку постукивает волшебной колотушкой, и каждый удар приносит людям исполнение желаний и богатство.

Эбису – бог счастья и удачи, покровитель рыбаков, моряков, купцов и людей самых разнообразных профессий. Его изображают с удочкой и волшебной рыбой Тай, которая символизирует удачу, успех и духовный рост. Нередко Дайкоку и Эбису изображают в одной скульптурной композиции. В этом случае они символизируют счастье и удачу,  идущие рядом, баланс между материальными и духовными ценностями, душевное равновесие.

Хотэй – очень популярный бог в Японии и Китае, ответственный за благополучие, богатство, веселье и удачу. Он выглядит как веселый улыбающийся толстяк с огромным животом. Хотэя изображают с большим мешком, из которого он раздает нуждающимся различные блага. С этим божеством связано много верований и легенд. Считается, что он помогает людям осуществлять их заветные желания. Для этого скульптуру Хотэя нужно триста раз погладить по животу, думая о своем желании, и оно исполнится. Прообразом Хотэя был реальный человек - китайский монах Цицы. Он путешествовал по стране с посохом и холщовым мешком. Если у него спрашивали, что находится в мешке, то монах отвечал, что у него там весь мир. Везде, где появлялся Цицы, к людям приходили удача, благополучие и здоровье. В Японии этот монах был канонизирован в XVII веке, считается, что он является воплощением будды Майтрейи.     

Бисямонтэн или Бисямон – божественный защитник северной стороны света, покровитель воинов и людей, занимающихся боевыми искусствами, бог богатства и счастья. Его изображают одетым в доспехи и вооруженным мечом или трезубцем. В руке Бисямонтэн держит маленькую пагоду, из которой он одаривает хороших людей разными благами и содействует их приумножению. Он помогает людям обрести силу духа, мужество, мудрость и справедливость.  Прообразом Бисямона является герой индийского эпоса «Махабхарата» бог Вайшравана.

Фукурокудзю – бог мудрости и интуиции, покровитель ученых. У него очень вытянутая вверх голова, на лбу глубокие морщины. В руках он может держать посох, складной веер или свиток, в котором изложены все мудрые истины.

Дзюродзин – бог долголетия и бессмертия, дарующий людям долгую и счастливую жизнь. Его изображают в виде старца с длинной бородой, держащего в руках волшебный свиток, в котором написано: «Небеса даруют бессмертие».  Согласно другим верованиям в свитке записан секрет долгой жизни. Дзюродзин может держать волшебный музыкальный инструмент, считается, что его звуки омолаживают человека и способствуют исполнению благих желаний. Рядом с Дзюродзином могут быть черепаха – символ долголетия и мудрости, а также олень или журавль.

Бэндзайтэн – богиня любви, счастья и всех видов искусства. Ее изображают с высокой прической, в которой свернулась змея и с лютней в руках. Бэндзайтэн помогает девушкам обрести счастливую любовь и дарует вдохновение людям, занимающимся искусством. 

резьба по кости нэцкэ и окимоно

резьба по кости нэцкэ и окимоно

резьба по кости нэцкэ и окимоно

 

В большом почете у японцев были резные скульптуры, изображающие богиню милосердия Каннон (в Китае – Гуаньинь). Эта добрая богиня поклялась освободить всех живых существ от сансары (цикла перерождений). Она спасает людей от разнообразных несчастий, особенно покровительствует беременным женщинам, роженицам и детям. Каннон изображают держащей лотос, священную книгу, жемчужину, сосуд, веревку или посох.

Часто персонажем нэцкэ и окимоно становился основатель школы Дзэн Бодхидхарма, которого японцы называют Бодайдарума или просто Дарума. В начале VI века он прибыл в китайские горы Суншань, где основал всемирно известный монастырь Шаолинь. В Шаолине он медитировал в течение девяти лет, созерцая чистую стену, и обрел просветление.

Героями миниатюрной скульптуры становились и другие известные исторические личности, действующие лица японских и китайских мифов, обычные крестьяне и рыбаки, женщины и дети, представители животного мира, овощи и фрукты.      

Сформировалось два направления в искусстве резьбы окимоно. Первое было ориентировано на западных ценителей, для него была характерна очень гладкая поверхность изделий. Второе направление учитывало национальные японские традиции, поэтому мастера оставляли на поверхности следы режущих инструментов, придавали персонажам плавные очертания и сильно выраженные эмоции.

Наиболее известными резчиками эпохи Мэйдзи были Исикава Мицуяки (1852-1913), работавший под псевдонимом Комэй, Асахи Гёкудзан (1843-1923), Удагава Кадзуо, Андо Рокудзан, Морино Корин, Асахи Мэйдо. Их творения неоднократно экспонировались на Всемирных выставках и заслужили признание во многих странах. Их произведения хранятся в императорской коллекции, известных японских музеях, а также в частных коллекциях, в том числе за пределами Японии.

В период с 1926 по 1989 годы в Японию было завезено много слоновых бивней, что позволило удовлетворить постоянно растущий спрос на окимоно. В настоящее время в связи с запретом на добычу слоновой кости резчики стали использовать альтернативные материалы – бивни мамонтов, панцири черепах, янтарь, камень, древесину и металл. 

 

 

 

 

 

 

Смотрите также